Министерство образования Московской области
 

Государственное казенное общеобразовательное   учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  "Семья и Дом" 

gallery/vk_logo mini
gallery/twitter site
gallery/мама дети
gallery/slide_17-2
gallery/инст 01

"Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми"

gallery/facebook mini_logo
gallery/инст 01

Адрес: Московская область, г.Орехово-Зуево, ул. Стаханова д.32а тел./факс: (496) 4-22-58-44

Советы психолога

Спецтфтка работы психолога Службы сопровождения замещающих семей

 

Профессиональная подготовка и социально -психолого-педагогическое сопровождение детей иp замещающих семей, способствующие полноценному развитию личности, созданию условий для успешной социализации ребенка в семье и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

 

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С ПРИЕМНЫМ РЕБЕНКОМ

 

 

Следите за дыханием !


Глубокое дыхание позволяет расслабиться вне зависимости от мыслей, которые одолевают человека. Не зря в фильмах, прибывшие на место действия полицейские или врачи, советуют потерпевшим в первую очередь глубоко и ровно дышать. В стрессовых ситуациях дыхание учащается и организму не хватает кислорода. Глубокое дыхание способствует поступлению этого жизненно важного газа в мозг и во все клетки в нужных объемах.
Упражнения:
• Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть.
• Попробуйте расслабить плечи и верхние мышцы груди, когда дышите. Делайте это сознательно при каждом выдохе. Дело в том, что в стрессовых ситуациях, когда человек напряжен, для дыхания не используются мышцы диафрагмы. Их предназначение в том, чтоб опускать лёгкие вниз, тем самым расширяя дыхательные пути. Когда мы взволнованы, чаще используются мышцы верхней части груди и плеч, которые не способствуют работе дыхательных в полном объеме.
• Нади Шодхана. Упражнение из йоги, которое помогает активизироваться и сосредоточиться; действует, по утверждению специалистов, как чашка кофе. Большим пальцем правой руки нужно закрыть правую ноздрю и глубоко вдохнуть через левую (у женщин наоборот – левой рукой закрыть левую ноздрю и вдохнуть через правую). На пике вдоха нужно закрыть левую (правую для женщин) ноздрю безымянным пальцем и выдохнуть.
• Сядьте прямо или лягте на спину. Одну руку положите на живот, вторую на грудь. Вдыхайте воздух глубоко через нос, при этом рука на животе должна подниматься, а на груди двигаться лишь незначительно. Выдыхайте через рот, при этом опять рука на животе опускается, а на груди практически не двигается. В таком случае дыхание будет происходить с помощью диафрагмы.
Комплекс 2. Мышечная релаксация
Техника прогрессивной мышечной релаксации разработана американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг. Она основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. С учетом этого и была разработана методика, согласно которой, чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них.
Упражнения:
• Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании на несколько минут. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. После этого можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами мышц.
• Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой.
• Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди.
• Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.
• Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.
• Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину.
• Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни.
Сделайте 3-4 повтора комплекса. Каждый раз, когда вы даете отдых только что напряженным мышцам, обращайте внимание то, как это приятно и как вы хорошо себя чувствуете расслабленным. Многим людям это помогает справляться со стрессом и беспокойством.
Комплекс 3. Медитация
Наиболее общее определение понятия «медитация» в психологических словарях звучит так: «прием психической тренировки, при котором происходит интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение в предмет, идею, которое достигается путем сосредоточения на одном объекте». Собранные в этом блоке рекомендации касаются того, как провести сеанс визуальной медитации самостоятельно. Визуальная медитация – вариация традиционной медитации, которая основывается на использовании не только визуальных смыслов, но и чувств: вкуса, осязания, обоняния и звука. При использовании ее в качестве техники для релаксации, визуализация включает в себя воображаемую сцену, в которой вы чувствуете себя свободным от напряженности и тревоги.
Комплекс упражнений:
1. Выберите тихое и уединенное место, ничто не должно вас отвлекать. Займите удобное положение. Не рекомендуется лежать, лучше сесть на полу, в кресло или попробовать сидеть в позе лотоса.
2. Выберите точку фокуса. Она может быть внутренней – мнимая сцена, или внешней – пламя свечи. Следовательно, глаза могут быть открытыми или закрытыми. В начале очень сложно сконцентрироваться и избегать отвлекающих мыслей, поэтому точка фокусировки должна быть сильным смыслом, понятным и четким, чтоб в любой момент вы могли к ней вернуться.
3. Точка фокуса обязательно должна быть чем-то успокаивающим для вас. Это может быть тропический пляж на закате дня, лесная поляна или фруктовый сад в деревне рядом с домом бабушки и дедушки, где вы бывали в детстве. Визуальную медитацию можно делать в тишине, а можно включить расслабляющую музыку или аудиозапись с подсказками к медитации.
4. Старайтесь максимально задействовать все ваши чувства. Например, ваша точка фокуса – лес. Представьте, что вы идете по поляне, а холодная роса попадает вам на ноги, вы слышите пение многих птиц, чувствуете запах сосны, вдыхаете чистый воздух полной грудью. Картинка должна быть максимально живой. Медитируйте 15-20 минут.
 

Рекомендации психолога родителям, воспитывающим приемного ребенка:
 Наберитесь терпения и выдержки, любовь к таким детям необходимо формировать постепенно;
 Научитесь доверять ребенку;
 Приемному ребенку необходимо как можно чаще говорить слова «Я тебя люблю»;
 Говорите ребенку, что Вы цените, уважаете и гордитесь им, ребенок в любом возрасте хочет слышать, что он кому-то нужен, видеть ласковые глаза;
 Чаще хвалите ребенка – это приводит к уверенности в своих силах, повышению его самооценки, позитивному мировосприятию;
 Не ограничивайте себя в телесном выражение, любви: поцелуях, объятиях, как правило, ласковые прикосновения были исключены из жизни ребенка;
 Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми – это приводит к нарушению во взаимоотношениях, к возникновению тревожных состояний.

 

 

 

Рекомендации психолога родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
 Постарайтесь принять факт наличия проблемы развития у Вашего ребенка и обратитесь к специалистам;
 Примете Вашего ребенка таким, каков он есть. Любите Вашего ребенка;
 Будьте активны в общении со своим ребенком;
Скорее всего, Вашему ребенку нужна психолого-педагогическая помощь. Чем раньше вы начнете коррекционную работу, тем большего успеха достигнете;

Рекомендации для молодых родителей:
 Если ребенка постоянно критиковать, он учится обвинять;
 Если ребенок видит враждебность, он учится драться;
 Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким.
 Если ребенка постоянно стыдить, он учится чувствовать себя виноватым.
 Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.
 Если ребенка поддерживают, он учится уверенности.
 Если ребенка хвалят, он учится ценить других.
 Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.
 Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
 Если ребенка одобряют, он учится нравиться самому себе.

Рекомендации психолога родителям, воспитывающим ребенка – подростка:
 Лучшая мера по отношению к подростку – доверие, акцентирование на его самостоятельности;
 Быть другом везде и во всем, не в коем случае не применять физическую силу;
 Необходимо помочь наладить общение;
 Отрицательные оценки можно давать, только очень аргументировано;
 Нельзя оскорблять, это приводит к снижению самооценки;
 Нужно оценивать не личность, а поступки подростка;
 Общаться с ребенком нужно спокойным, доброжелательным, вежливым тоном;
 Чаще хвалите подростка. Это приводит к уверенности в своих силах.


1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал.
Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимы закон благодарности.
3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7.Не мучь себя, если не можешь сделать что – то для своего ребенка. Но помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8.Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш» ребенок, но душа, данная на хранение.
9.Умей любить ребенка.
10. Люби ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что РЕБЕНОК – это праздник, который пока с тобой.

 

Воспитание, тренировка, техника развития воли


Как развить волю? Начнём с понимания, что же такое воля.
«Воля — это способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка»
МОТИВАЦИЯ И ГОТОВНОСТЬ НАЧИНАТЬ СНАЧАЛА
Безусловно, в тренировке воли самый важный исходный импульс — желание, мотивация, решимость человека воспитать волю.
Известно, например, алкоголизм и наркомания эффективно не лечатся без желания самого алкоголика или наркомана. Собственно подобного рода лечения и представляют собой процесс тренировки волевого комплекса, а исходная предрасположенность к наркомании и алкоголизму есть ослабленность воли.
Схожим образом дело обстоит и с феноменом безволия (абулия) — воля может тренироваться только тогда, когда у человека есть желание её тренировать.
У слова «желание» можно выделить два смысла, точнее две степени проявления:
1) Желание как мечта, благое пожелание, прихоть.
2) Желание как готовность прикладывать усилия для достижения цели.
Если вы читаете эти строки, то вы, скорее всего, находитесь где-то посередине между этими двумя значениями. Более того, если вы читаете этот текст, значит, у вас уже есть, по меньшей мере, начальный волевой импульс.
Тогда вам очень важно понять, в тренировке воли самое главное, это не терять настроя, желания, мотивации стать волевым человеком.
Надо помнить — будут многочисленные срывы, будет настроение прекратить борьбу, лень будет брать своё. Это нормальный «рабочий» процесс, и на это не следует обращать особого внимания. Даже, если вы совершили только пару усилий-действий — это уже большой шаг вперёд. Если после этого у вас опять случится «приступ безволия» – не страшно. В этом деле самое главное — готовность еще и ещё раз начинать сначала.
Волевой потенциал человека определяется его готовностью всё начинать с начала.
Как было сказано выше, конструкция волевого комплекса имеет две составляющие:
1) Цель
2) Усилия для её достижения.
Поэтому очень важна ваша мотивация — объяснение себе причин, по которым вы хотите укрепить свою волю. Важно понять цель, которую вы хотите достигнуть, укрепив свою волю. Хорошо подумайте на эту тему и возвращайтесь снова и снова к своей мотивации, конечной цели, которую вы хотите достигнуть.
Проведённые мною глубинные интервью, позволили выделить следующие мотивы, побуждающие укреплять волю:
1) Стать волевым — чтобы чувствовать себя полноценным человеком и повысить свою самооценку.
2) Натренировать волю — чтобы посредством сильной воли достигнуть гораздо бoльших успехов в учёбе, работе, бизнесе.
3) Стать волевым — чтобы иметь репутацию волевого человека, увеличить уважение окружающих и повысить свой статус в группах окружающих тебя людей.
4) Почувствовать себя волевым — чтобы избавится от неприятного самоощущения безвольного, ни на что не способного человека.
5) Стать волевым — для повышения своей привлекательности в глазах противоположного пола, чтобы иметь больший успех.
6) Иметь волю — чтобы избавиться от вредных привычек типа курения, алкоголизма или избавиться от лишнего веса.
7) Воспитать волю — чтобы стать более организованным человеком, перестать быть растяпой и посмешищем для окружающих.
8) Воля – инструмент конкуренции, — хочется быть более конкурентоспособным в это сложное время.
9) За счёт тренированной воли почти всегда иметь хорошее настроение.
10) За счёт тренированной воли организованно, доброжелательно и эффективно общаться с людьми, чувствуя свои преимущества.
ТРЕНИРОВКА ВОЛИ
Воля, фигурально выражаясь, это своего рода «морально-психологическая мышца», умение напрягать которую и есть обладание волей. Отсюда понятно, воля может тренироваться точно так же, как и «физическая» мышца, и также может быть развита до своего совершенства.
Тренировка воли есть процесс формулирования для себя «тренировочных» целей и прикладывание «тренировочных» усилий для их достижения.
Таким образом,
тренировка воли есть процесс выполнения комплекса упражнений «Цель-Усилие».
При этом, понятно, как и при выполнении физических упражнений, надо идти от простого к сложному. От поднятия легких, «подъёмных» предметов, к поднятию всё более и более тяжёлых.
Из предложенного ниже списка сами составьте себе свой список упражнений воли на ближайший месяц и старайтесь как можно добросовестнее выполнять их. Выбирать следует наиболее легкие, выполнимые для вас упражнения.
Важно помнить, что невыполнение вашего списка упражнений ещё ничего не значит, более того, это нормально. Пусть вы сделали только очень малую часть из намеченного — если вы сделали совсем немного – это уже очень хорошо. Самое важное, чтобы в вас сохранялось желание, решимость воспитать волю. Надо всегда помнить - это очень длительный и сложный процесс, напоминающий в чём-то легенду о Сизифе.
Миф гласит — боги наказали Сизифа (по разным версиям за разглашение тайны богов, за арест богов и т.д.) — заставили его закатывать на вершину горы большой, тяжёлый, круглый камень. Как только Сизиф с огромным трудом его подкатывал к вершине, камень выскальзывал и катился к основанию горы. Сизиф спускался вниз и начинал закатывать камень снова. И так бесчисленное количество раз и многие дни подряд.
У вас, в отличие от Сизифа, есть большое преимущество – у вас есть возможность вкатить камень на вершину горы. Правда, на этом нельзя будет останавливаться. Для того, чтобы держать себя в физической форме надо регулярно делать зарядку, тренировки. Для того, чтобы иметь хорошую волевую форму – следует её также тренировать, поддерживать в высоком тонусе.
Ниже приведён список упражнений на развитие силы воли.
Ни в коем случае нельзя «включать» весь список сразу. Планируйте систему упражнений самостоятельно – выбирайте постепенно, что вам больше нравится, что кажется наиболее исполнимым. То есть двигаться надо от простого к сложному, от лёгкого к более сложному.
Самое общее пожелание — если приняли решение выполнять определенное упражнение, процедуру — не откладывайте на завтра. Это путь к поражению.
Но, в начале, вы можете назначить себе выполнять упражнение не каждый день, а в определённые дни.
Настойчиво боритесь с собой, со своей ленью — каждое утро, весь день и каждый вечер. Надо объявить тотальную войну своей лени и безволию. Напомню, главное в этой борьбе даже не упражнения — а непрерывное желание стать сильнее.
Запомните, — сначала вы работаете на укрепление своей воли, потом сильная воля работает на Вас. Быть волевым человеком легко и приятно.
Вы должны быть готовы к долгой борьбе. Если вы будете очень хотеть – первые серьёзные результаты появятся примерно через год.


УПРАЖНЕНИЯ
1) Найди свою волю
Начальное упражнение для совсем безвольных людей. Цель его — «нащупать волевую мышцу» — понять, что такое волевое усилие и как легко, при желании, проявить волю.
Придумай себе любое лёгкое задание. Например, утром перенести какой-либо предмет (ручку, чашку, книгу и т.д.) с одного места на другое определенное место (из одной комнаты в другую). Вечером, в строго определённое время, вы относите этот предмет обратно.
Это упражнение надо выполнять 30-60 дней – срок назначаете вы сами.
Чем слабее воля, тем больший срок вы должны себе назначить и не бросать выполнение упражнения через три дня, считая «задание выполненным».
2) Пойми, что такое воля
Здесь нужно выбрать любую удобную или доступную игру. Например, дартс — кидание дротиков в мишень, ракетка с мячом, определённая компьютерная игра т.д. Необходимо, например дважды в день, желательно в одно и тоже время, играть в выбранную игру строго определённое, небольшое время. Например, кинуть в мишень три дротика три раза, или подбросить мяч на ракетке десять раз, на компьютерной игре играть только три минуты, вне зависимости от результата.
Важно — кидать дротики только три раза и ни одним разом больше, подбросить мяч 10 раз и ни разом больше, играть на компьютере 3 минуты и не секундой больше! Вы должны себя заставлять, как играть, так и сдерживать желание поиграть больше!
Это упражнение также надо выполнять 30-60 дней – срок назначаете вы сами.
Чем слабее воля, тем больший срок вы должны себе назначить и не бросать выполнение упражнения через три дня, считая «задание выполненным».
3) Твоя воля контролирует твой режим сна и бодрствования
а) Старайтесь ложиться во время — по расписанию.
б) Старайтесь спать не менее 8 часов, но не более 9.
Процедуры, на первый взгляд, простые, но очень эффективные. Они очень дисциплинируют и формируют волю.
К тому же это очень полезно для здоровья — для вашего физического и психического тонуса.
У вас улучшится настроение, повысится психическая стабильность — уже через 20-30 дней вы почувствуете определённый позитивный эффект.
Эти «упражнения» надо выполнять год и более – пока не войдёт в привычку, пока вы не почувствуете себя уверенным, волевым человеком. Только тогда — иногда себе можно делать небольшие послабления.
4) Твоя воля контролирует твой режим работы и отдыха
Делайте перерывы в работе, занятиях, сидении за компьютером технологические перерывы каждые 45-50 минут на 5-12 минут.
В это время вы можете просто опустить руки, закрыть глаза, расслабиться.
Можно просто походить по комнате, коридору, а ещё лучше сделать какие-либо простые физические упражнения — помахать руками, ногами, присесть, покрутить головой, вращать тазом, наклоняться и т.д.
Хорошо выйти на улицу на 5-10 минут подышать воздухом, отвлечься – посмотреть по сторонам — на здания, деревья, небо, людей.
Если вы работаете – это повысит вашу дневную производительность труда и понизит утомляемость.
Кроме того, эти незамысловатые процедуры, уже через тройку-пару недель, несколько улучшат ваш психофизический тонус, улучшат настроение и повысят психическую устойчивость.
Эти упражнения также надо выполнять год и более – пока не войдёт в привычку, пока вы не почувствуете себе уверенным, волевым человеком. Только тогда — иногда себе можно делать небольшие послабления.
5) Твоя воля контролирует общение
Когда общаетесь с кем-либо, старайтесь контролировать свои эмоции и слова. Продумывайте тактику общения.
Старайтесь представить, как вы выглядите со стороны.
Обращайте внимание, какие у вас эмоции во время общения.
Думайте, с какими словами и чувствами лучше обращаться к каждому из окружающих.
Старайтесь контролировать тембр голоса и интонации.
Следите за своей мимикой — она должна быть строгой, доброжелательной, приветливой, задумчивой — в зависимости от ситуации.
Эти упражнения надо выполнять год-два — потом это войдёт в привычку. Но периодически (раз в полгода) надо проводить ревизию, проверку своего поведения в указанной части.
6) Твоя воля контролирует приём пищи
Контролируйте себя во время еды
а) Ешьте как можно медленнее.
б) Не наедайтесь досыта — прекращайте еду после утоления чувства «первого голода».
в) Не ешьте механически — когда работаете, занимаетесь с компьютером, смотрите телевизор и т.д. — вы портите себе настроение, пищеварение и фигуру.
г) Во время еды старайтесь чувствовать вкус еды — так, чтобы можно было вспомнить после еды. Это будет немного повышать ваше настроение и вкус к жизни.
Эти упражнения надо выполнять всю жизнь, делая себе редкие исключения. Такое поведение должно войти в привычку, стать вашей природой.
7) Твоя воля контролирует твою жилую и рабочую среду
Держите рабочее место, письменный стол, комнату, квартиру и т.д. в порядке - всё время! Очищайте, упорядочивайте, раскладывайте вовремя!
Это упражнение надо выполнять годы, до той поры, пока это не войдёт в привычку.
8) Твоя воля планирует и контролирует твою деятельность
Планируйте свою ежедневную деятельность – составляйте письменный (на бумаге или в электронном виде) график своего дня, включая покупки в магазине. Составляйте подробный график своего дня – начиная с времени пробуждения и кончая временем отхода ко сну.
Воля здесь тренируется даже не столько выполнением графика, сколько самим фактом его составления. В конце дня составляйте список дел на завтра.
9) Твоя воля пресекает провокации твоей лени
Возможно, есть некоторые действия по дому, которые вы ленитесь выполнять — заправлять (убирать) постель, сходить в магазин за продуктами, мыть посуду, выносить мусор, мыть полы, пылесосить и т.п., и т.д.
В тот момент, когда вы вдруг поймали себя на том, что вам не хочется, лень, что-либо делать, вы должны сделать усилие и «нарочно» выполнить это действие.
И так ловить себя на этом всё время (годы) и заставлять делать и делать, пока эта проблема не исчезнет и вы легко будете заставлять себя делать всё, что угодно.
10) Твоя воля укрепляет твой организм
И наконец самый сложный, но и самый эффективный способ тренировки воли – ежедневная физическая зарядка или бег.
Понятно, что это также укрепляет здоровье, сердечно-сосудистую систему, повышает эмоциональный тонус, повышает уверенность в себе.
Физические упражнения, бег надо заставлять себя делать довольно долго (до трёх лет), пока у вас не будет возникать ощущения так называемого «двигательного голода» — т.е. внутренней, психофизиологической потребности в физической нагрузке. Потом это станет вашей привычкой, которая всё больше и больше будет помогать вам, позволяя достигнуть хорошей формы на долгие годы.
11) Твоя воля управляет твоим духом
 

Школьные трудности при формировании математических навыков


Невозможность выполнения простых счетных операций. Дискалькулия (теменная область левого полушария)
Трудности при переходе через десяток; пространственные ошибки. Недостаточная сформированность пространственных представлений (теменные области левого и правого полушарий)
Трудности при переключении с одних чисел на другие; повтор одних и тех же ошибок. Недостаточная сформированность произвольности и внимания, инертность речевых следов (лобная область левого полушария)
Трудности в различении геометрических фигур. Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти. Недостатки методики обучения.
Трудности правильного копирования геометрических фигур с сохранением пропорций. Недостаточная сформированность зрительно-моторных координации и зрительного восприятия. Форсирование темпа обучения.
Зеркальное прописывание цифр; плохое различение цифр, близких по конфигурации. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти.
Трудности восприятия цифр на слух. Недостаточная сформированность аудиального восприятия.
Трудность формирования правильной траектории при написании цифр; изменение конфигурации цифр. Недостаточная сформированность зрительно-моторных координации и зрительного восприятия. Форсирование темпа обучения.
Сильный тремор, неровный нажим, неустойчивый почерк (цифры не¬ровные, растянутые, нарушение конфигурации и размеров цифр) Недостаточная сформированность координации движений и мелкой моторики руки. Неправильное положение ручки. Функциональное переутомление. Нарушение тонуса мышц руки.
Трудности расположения и восприятия по вертикали и горизонтали.Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия.
Трудности выделения в тексте числовых данных, написанных не цифрами, а словами; фрагментарное восприятие задачи. Недостаточная сформированность вербально-логического мышления. Механическое чтение без понятийного понимания текста. Функциональное переутомление.
Трудности при формировании математических понятий, законов, правил. Трудность переноса вербальной инструкции в действие. Недостаточная сформированность вербально-логического мышления и речи. Недостатки методики обучения.
Трудности при решении математических задач (не понимает условия задачи, забывает и заменяет числа) Недостаточная сформированность логического и образного мышления, ориентации на систему признаков. Непонимание грамматических конструкций. Низкий уровень развития памяти. Недостатки методики обучения.

Школьные трудности при формировании навыков письма

 

Невозможность формирования навыка письма Дисграфия (теменные области левого и правого полушарий)
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений Недостаточное развитие зрительного восприятия и анализа.
Трудности при формировании зрительного образа-представления букв Недостаточная сформированность зрительной памяти,зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения (механическое копирование букв). Форсирование темпа обучения (раннее начало обучения письму)
Трудности при формировании правильной траектории строки при письме. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координации, зрительной памяти. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения.
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки. Недостаточная сформированность тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации и пространственных представлений.
Затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр. Недостаточная сформированность мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительных образов букв.
Неспособность списывания букв, неустойчивый и неровный почерк (различная высота и протяженность букв, разно-наклонные буквы, сильный нажим), тремор, искажение формы букв. Недостаточная сформированность зрительно-моторных координации, тонкой моторики руки; нарушение тонуса мышц руки. Нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв. Функциональное напряжение и переутомление. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения.
Пространственные ошибки (вертикальные, горизонталь¬ные) в расположении букв (зеркальное письмо) Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия (теменная и " затылочная области левого полушария, срединные отделы, межполушарное взаимодействие). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв.
Замена букв, прописывание лишних элементов букв и штрихов; недописывание букв; персеверация написанных букв, слов и фраз.
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности концентрации внимания. Инертность элементов двигательных стереотипов (лобная область левого полушария). Недостатки методики обучения (формирова-ние навыка чтению должно предшествовать формированию навыка письму). Форсирование темпа обучения.
Ошибки при письме (пропуск букв; недоиисывание букв и слогов; замены согласных букв, близких по звучанию (з—с, б—п, д—т и т.д.); неумение использо-вать правила при письме (не разделяет предложения точкой, сливает слова с предлогами) Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия. Трудности концентрации внимания. Низкая работоспо-собность. Слишком быстрый темп письма. Нарушение сенсорной функции речи (височная область левого полушария). Форсирование темпа обучения.
Замена букв по артикулярному типу (д—л—н, б—м и т.д.) Недостаточная сформированность кинестетической основы речи (теменные области левого и правого полушарий)
Замена букв по пространственному сходству (с—е, и—п, н—п и т.д.) Недостаточная сформированность анализа зрительно-пространственных отношений.
Пропуск гласных букв. Недостаточная сформированность анализа гласных звуков (лобная и височная доли пра¬вого полушария)
Сращивание и расщепление слов, слитное написание с предлогами, раздельное написание приставок (прилетели — при летели) Недостаточная сформированность вербального анализа, зрительного анализа и синтеза, пространственных отношений.
Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую (ошибки притшсьме под диктовку) Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, фонетико-фонематического восприятия. Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов. Слишком быстрый темп письма
Ошибки при списывании с учебника (доски) в тетрадь (например, мед — миот) Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительного восприятия, произвольного внимания. Недостатки методики обучения.
Медленный темп письма. Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки, произвольного управления движениями, звукобуквенный анализ. Медленный темп индивидуальной деятельности.
 

Школьные трудности при формировании навыков чтения

 

Невозможность формирования навыка чтения. Дислексия (затылочная область левого полушария, срединные отделы мозга, межполушарное взаимодействие)
Побуквенное или слоговое чтение. Несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов.
Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней. Недостаточное развитие пространственных представлений и произвольного внимания.
Чтение с возвратом. Не сформирована однонаправленность считывания текста слева направо.
Правильно прочитывается начало слова, а окончание читается с искажениями (выше — вышла) Недостаточное развитие анализа пространственных отношений и зрительного восприятия.
Трудности при формировании зрительного образа-представления букв. Недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения (раннее начало обучения чтению)
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова. Недостаточность развития анализа пространственных представлений. Несформированность фонетико-фонематического анализа.
Сложности при переводе звука в букву и наоборот. Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа. Не развиты ассоциативные связи между звуковой и графической формами букв. Не усвоены понятия «звук» и «буква».
Замена близких по конфигурации букв (и—н, в—д, в—а и т.д.) Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти. Недостаточность анализа между звуковой и графической формами букв. Недостатки методики обучения.
Перестановка букв и слогов при чтении (шоколад — кошо-лад), неправильное произношение при чтении. Недостаточная сформированность зрительного восприятия, звукобуквенного анализа, нарушения артикуляции.
Трудности при слиянии букв и слогов при чтении. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия. Неготовность ребенка к обучению.
Пропуски букв, слогов и слов при чтении, угадывание, возвратные движения глаз по тексту. Трудность концентрации внимания. Слишком быстрый темп чтения. Функциональное напряжение и переутомление.
Зеркальное чтение (справа налево), отсутствие дифференцировки правильных и зеркально написанных слов и букв. Зеркальное чтение (теменная и затылочная области левого полушария, срединные отделы мозга, межполушарное взаимодействие). Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.
Пропуск слов, расположенных слева; восприятие только правой половины текста. Односторонняя пространственная агнозия (височная теменная и затылочная области правого полушария, срединные отделы, межполушарное взаимодействие)
Медленный темп чтения (без улучшения скорости чтения в течение учебного года). Недостаточная сформированность зрительного восприятия, звукобуквенного анализа, артикуляции. Трудности концентрации внимания. Медленный темп индивидуальной деятельности. Функциональное напряжение и переутомление. Несформированность процесса синтеза звуковых элементов.
Медленный темп чтения (с улучшением скорости чтения в течение учебного года). Медленный темп индивидуальной деятельности
Быстрый темп чтения без смыслового понимания прочитанного. Форсирование темпа обучения. Недостатки методики обучения.
Трудности при пересказе прочитанных текстов; неумение пересказывать прочитанные тексты «своими словами». Недостаточная сформированность понятийного понимания текстов, умения планировать действия, логического запоминания, речевой деятельности. Низкий уровень развития логических операций (анализ, обобощение, систематизация). Заниженная самооценка.

 

 

ВИДЫ ТРАВМ:


1. Шоковая травма- травма угрозы жизни (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, военные)
2. Травмы развития – определенные фрустрации, которые вып-ся на определенном этапе развития ребенка, то, что препятствует развитию определенных функций.
3. Эмоциональные травмы (расставание, потери, предательства, разводы)

Шоковая травма делится на:
1) медицинская травма – вызванная болезненными медицинскими процедурами, операциями, наркоз; тело воспринимает внедрение в себя как «смерть».
2) Сексуальная травма – сексуальное насилие во всех его формах;
3) Травма рождения – тогда когда при родах есть угроза жизни матери или плода. В терапии с травмой рождения работают только тогда когда все другие травмы проработаны.
4) Эмбриональная травма (все угрозы жизни матери и плода во время беременности) – медикаментозное вмешательство, попытка и или желание сделать аборт; внешние травматичные ситуации; эмоциональные переживания. То как проходило рождение закладывается модель поведения человека в будущем.

Говорить о травме начинает еще З.Фрейд в своих первых заметках в работе с истерическими клиентами.
Психическая травма – вред нанесенный психическому и физическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или других людей на его психику.
Шоковая травма- прорыв в естественном психологическом защитном барьере человека. Когда человек оказывается остро незащищенным перед лицом события, которому не в состоянии противостоять. Сопровождающийся разрушительным воздействием на его психическое и физическое здоровье.

Критерии, от которых зависит получит человек травму или нет:
1. субъективная оценка события (как я оцениваю опасна для меня ситуация или нет)
2. жизненный контекст в данное время (ресурсное состояние или истощенное)
3. физические характеристики (темперамент, особенности ВНД)
4. сформированные возможности удачного разрешения травматической ситуации
5. внешние ресурсы (психологическая поддержка со стороны близких, доступ к природе, все ресурсы которые могут быть предложены из вне)
6. внутренние ресурсы (комплексная система внутренних переменных в том числе способность к саморегуляции)
7. возраст (чем меньше, тем больше подвержен травматизации.
Симптомы. Ядро травмы:
1. Гипервозбуждение (это самый первый симптом, возникающий сразу после травмы от первых часов до нескольких дней после травматического события). Когда заходит разговор о травме, человек становится физически возбужденным, голос становится громче, темп увеличивается, не может усидеть на одном месте; на ментальном уровне – однотонные мысли, скачет по темам, начал об одном перескакивает на другую тему.
2. Сжатие (на уровне тела) «Я чувствую, что у меня всё сжалось в груди», сужение восприятия. Человек как будто замирает, как будто вас не видит, фиксированный взгляд. Можно спросить: «замечаете ли вы, что вас окружает?»
3. Ощущение беспомощности нет сил, «я чувствую себя беспомощным», я ничего не могу, я не успешен (во всем), тотальное переживание своей беспомощности. Вялость, невозможность что-то сделать.
4. Диссоциация (то что позволяет выжить в стрессовой ситуации). Формы:
- тело и сознание (например, на вопрос «как вы себя чувствуете?» Отвечает «Надо подумать»)
- телесная –разное чувствование с правой и левой стороны тела
- диссоциация верхней и нижней части
Фрагментация тела, когда какая то область в теле чувствуется, а какая то нет.

Симптомы травмы (проявляются после травмы от 2-3 недель до 2 месяцев):
1. Нарушение сна (прерванный сон, чуткий сон, невозможность долго заснуть, раннее пробуждение в течение длительного времени)
2. Нарушение аппетита (в сторону уменьшения)
3. Раздражительность и вспышки гнева (беспричинные)
4. Замкнутость, отстраненность (например, раньше был общительным)
5. Нарушение внимания и памяти (стал забывчив, ничего не помнит, рассеян, не может сосредоточиться: на тексте у детей - плывет)
6. Избегание поведение (всего того, что напоминает травмирующую ситуацию)
7. Беспомощное поведение (всячески демонстрирует свою беспомощность, не может сделать элементарные вещи)
8. Гипервозбуждение трансформируется в сверх бдительность/ сверх контроль (если вдруг, что-то выходит из под контроля - вызывает гнев, ярость; не любит сюрпризов, перемен, планов, чувство беззащитности)
9. Пониженный интерес к жизни (нарушение эмоциональной привязанности, не способность любить и быть любимым)
10. Чрезмерная застенчивость
11. Нехватка времени (много надо успеть, но не хватает времени успеть всё и быстро)
12. Невозможность строить планы (хорошо помнит, что было до травмы, будущего нет, настоящее сводится к переживанию травмы; нарушено чувство времени «Ничего хорошего уже не будет»)
13. Склонность к риску (часто проявляются у людей с шоковой травмой) Эти люди сознательно создают ситуации небезопасности. Бессознательная попытка быть успешным, защитить себя в травмирующей ситуации.
14. Хроническая усталость.
15. Чувство отчужденности, отделенности – «живые покойники» (двигается, взаимодействует с людьми, а внутри всё заморожено.
16. Психосоматические симптомы (головные боли, колиты, тяжелые пред менструальные боли, любые функциональные и системные расстройства).
17. Депрессивные реакции, панические атаки.

Дифференциация стресса и травмы:
Стресс (Г.Селье) – единый неспецифический компонент биохимических изменений в ответ на различные воздействия внешней среды.
Травма (шоковая) – биологический стресс – нарушение физиологии с психологическими последствиями.
Отличия: 1) травма присуща не только человеку, но и животному. Стресс только человеку.
2) при стрессе есть когнетивная составляющая, при травме – эмоциональные и физиологические реакции.
3) характер опасности при стрессе может носить как реальный, так и виртуальный характер; при травме – это только реальный характер опасности (угрожают жизни и здоровью)
4) эмоциональные переживания при травме задействуют первичное переживание боли, при травме – вторичные (тревога, тоска, беспокойство, печаль)
5) переживание события при травме всегда имеет конкретные временные границы, в которые происходит травматизация; при стрессе границы размыты может быть и в прошлом, и в настоящем).
6) при травме воздействие направленно на разрушение базовых потребностей; при стрессе – на разрушение эмоциональных потребностей (самоуважении, самореализации)

Этапы терапии травмы.
Обязательное условие для терапии травма должна быть завершена, т.е. ребенок должен быть выведен из травмы.

1 этап – Стабилизации. Составляет 70% всей работы с психической травмой.
Включает в себя:
1) Установление трудового альянса. Построение доверительных отношений. Создание безопасных границ.
При травме границы легко проницаемы и ригидны одновременно. Самое страшное – это длительное травмирующее воздействие, опыт прибывания в нём. Границы уходят глубоко внутрь. Особенно при сексуальной травме и медицинской. Возникает небезопасность внутри тела. Особенно если травма продлена во времени.
Что происходит с человеком, когда вторгаются в его границы?
У травмированного – границы нарушены. Человек не чувствует, может сильно подпускать к себе, а потом проявлять агрессию к этому человеку (вплоть до аффекта).
Задача терапии: дать опыт безопасного пространства, чувствование внутри безопасности. Найти внутренние критерии, по которым внешняя граница будет переживаться как безопасная.
Границы разрушены: человек либо стремиться быть близко с кем то (слияние); либо дистанцируется – близко ни кого не подпускает.
Спрашиваем согласие на каждое упражнение. Объясняем «что делаем? Зачем?». Важно даже то, каким тоном мы говорим. Выстраивание границ: ясные отношения сотрудничества. Для травматиков - важен чёткий график.

Упражнение «Да-нет»
Упражнение на приближение.
Мотив «Строение крепости»

2) Работа с ресурсами. Часто клиент ищет ресурс в терапевте.
Задача: оценка уже имеющихся ресурсов на данном этапе жизни. Спрашиваем: Как чувствуете себя физически? Эмоционально?
Оценить: внутренние и внешние ресурсы по 10 бальной системе от 0до 10, где 0 максимально хорошо. Открытие тех сил, которые есть (активация их) Если нет ни каких сил, наша задача открыть эти ресурсы.
Внутренние ресурсы
- Обратите внимание на опору (позитивное чувствование себя)Где в теле ощущаете физическую опору? Как правило, это соприкосновение с поверхностью, которое в контакте с телом.
- Обратите внимание на свое дыхание. Почувствуйте, как вы дышите?
- Какие приятные ощущения есть в теле (вы замечаете)?Где область в вашем теле, где вы чувствуете себя хорошо?
- Когда вы ощущаете, например, легкость, какие чувства позволяют вам понять, что вы ощущаете легкость.
Если внутренние ресурсы не находятся подключаем внешние.
Внешние ресурсы «Аптечка первой помощи»: 1) что мне поможет, когда я чувствую себя хуже не куда?2) что помогает мне чувствовать себя лучше?
Цель: сформировать навык осознанного использования своего внешнего ресурса.
На каждой встречи прорабатываем каждый пункт данного списка.

Если ресурсы не находятся, спрашиваете:
-Что было хорошего сегодня утром? Вчера?
- Когда вы вспоминаете об этом, какие чувства приходят? Где вы это чувствуете в теле?
Работаем с актуальным состоянием. Находим опору.
- У нас есть не много времени, попробуйте почувствовать себя.

Упражнение «Биография радости»: записать моменты в жизни, когда было радостно.
Инструкция: «Вспомните, пожалуйста, и запишите, когда в жизни вы испытывали радость».
Упражнение «Список умений»: запишите, пожалуйста, всё, что вы умеете. Укажите даже то, что вы считаете нормальным или обычным (читать, писать и т.п.) У травмированных людей самооценка заниженная. Человек обесценивает свои умения. Например, я говорю на шести языках, но что тут такого.
2 этап – Трансформация. Предполагается, что к этому моменту клиент себя чувствует. Может помогать себе. Есть способы успешного преодоления травматического опыта.
1) Работа с посттравматической историей (глубокими переживаниями)
2) Работа с посттравматическими чувствами (глубокие, скорбные чувства). До этого гнев, ярость, страх.

3 этап - Интеграция полученного опыта, переработка. Внедрение полученного опыта в жизнь. Создание новой идентификации. Какой он сейчас? Какие планы выстраивает? Меняется внешность, взгляд, чувствование, восприятие. Меняется представление о себе, своем месте в этой жизни.

 

 

Четыре шага избавления от драчливости

Бывает, что дети могут быть агрессивными. И если убеждения, разъяснения, не помогают справиться с агрессией и ребенок будет снова и снова в конфликтной ситуации использовать метод кулачного боя. Наберитесь терпения и последовательно. Методично, пошагово примените методы воспитания у детей адекватного поведения в конфликтной ситуации

Шаг 1. Введите правило абсолютной нетерпимости к дракам.
Выберете время, чтобы спокойно поговорить о своем беспокойстве по поводу драк. Говорите серьезно и твердо, чтобы ребенок понял, что вам не нравится его поведение. Обсудите вместе возможные серьезные последствия такого поведения: телесные повреждения, плохое мнение окружающих, потеря друзей. Терпеливо выслушайте его объяснение по поводу мотивов такого поведения, не обсуждайте, а просто выслушайте, возможно вы услышите причины о которых не знали. Предложите помощь в решении серьезных проблем. Затем заявите о недопустимости драк и о штрафных санкциях, которые будут применяться, если ребенок не прекратит драться.

Шаг2. Научите ребенка приемлемым альтернативам.
Помогите найти подходящие средства, чтобы справиться с негативными переживаниями не прибегая к драке. Придумайте вместе несколько приемлемых альтернатив. Вот несколько вариантов.
Разрядить свои эмоции на нейтральном объекте: Раздробить кусок глины, бить по подушке или наносить удары по подвесной груше.
Использовать формулу «Я хочу, чтобы….». Ребенок должен сказать, что он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: « Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты ее отдал.» Обзывать и оскорблять при этом другого человека недопустимо.
Уединиться и успокоиться. Попросите ребенка организовать ему место, где он может успокоиться. Принесите туда бумагу, карандаши, или другие игрушки.
Вовремя уйти. Порекомендуйте ребенку уходить каждый раз когда он испытывает желание подраться.

Шаг3. Закрепляйте «мирное» поведение.
Один из самых простых способов изменить поведение ребенка- это поощрить его за хорошее поведение. Каждый раз, замечая, что ребенок справляется со сложной ситуацией спокойно, выражает огорчение, не затевая драки, и держит себя в руках, отметьте его поведение и дайте ему понять как вы цените его старания: «Я заметила, что ты был очень зол, но отошел в сторону, чтобы успокоиться, ты – молодец».

Шаг 4. Применяйте штрафные санкции, если ребенок продолжает драться.
Если ребенок продолжает драться, остановитесь, глубоко вздохните и остыньте, прежде чем реагировать, а затем примените ранее оговоренные штрафные санкции. Не читайте нотаций, самое главное не бейте агрессивного ребенка, поскольку он может понять так: «Ага! Взрослым можно драться, а детям нельзя!» Вместо этого возьмите маленького забияку за руку и скажите: «Мы договорились, что драки не позволительны. И применяйте штрафные санкции. Если ребенок не подчиняется, штрафные санкции удваиваются.
Примерный перечень штрафных санкций.
1. Дополнительные обязанности, кроме тех которые ребенок уже выполняет.
2. Извинение. Формы могут быть самые разные: записка; разговор лицом к лицу с пострадавшей стороной; маленький подарок, сделанный своими руками.
3. Запрещение выходить из дому в течении определенного времени. Для младшего школьника длительность такого наказания час или два.
4. Лишение развлечений.
5. Временная изоляция, «стул для размышлений»- спокойное, безопасное, хорошо освещенное место, где не должно быть игр, игрушек, телевизора, телефона и других отвлекающих факторов. Длительность временной изоляции определяется серьезностью нарушений и возрастом ребенка, 1 минута за один год жизни ( для дошкольников).