Министерство образования Московской области
 

Государственное казенное общеобразовательное   учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  "Семья и Дом" 

gallery/vk_logo mini
gallery/twitter site
gallery/мама дети
gallery/slide_17-2
gallery/инст 01
gallery/3c8e370906bb77a14d2b78029efebf0a_416x312
gallery/facebook mini_logo
gallery/инст 01
gallery/deti

Главный смысл и цель семейной

жизни - воспитание детей.

/В.А. Сухомлинский/

Сопровождение замещающих семей

Комплексное сопровождение замещающих семей

 

- оказание детям и их законным представителям психолого-педагогической и правовой помощи, направленной на обеспечение полноценного воспитания и развития детей в замещающей семье; 

- организация и проведение обучающих семинаров и  тренингов для замещающих семей;

- участие в проведении органом опеки  и попечительства в установленном порядке проверок условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи (для разрешения конфликтной ситуации в семье);

- осуществление психологической помощи при возникновении кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей, разрешение внутрисемейных конфликтов;

- организация психолого-педагогической, социально-педагогической и юридической работы с биологическими и  замещающими родителями с целью  профилактики возвратов детей из семей:

- разработка индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи, куда входят:

- Индивидуальное консультирование и психодиагностика;

- Психокоррекция и логопедическое   обследование.

 

Принципы работы с замещающей семьей

 

·          создание специальных условий для решения проблем интеграции приемного ребенка в замещающую семью и другие социальные институты, его позитивной социализации, а так же становления и развития самой замещающей семьи, профилактики отказов от замещающей семейной заботы, усыновления;

·          систематическое отслеживание (мониторинг) и оценка эффективности замещающей семейной заботы, психолого-педагогического статуса приемного ребенка и динамики его развития и социализации в процессе жизни в замещающей семье;

·          внесение необходимых изменений в замещающую семейную заботу и деятельность специалистов по сопровождению.

 

Технология сопровождения принимающей семьи

Социально-педагогическая работа с ребенком

 и кандидатами в замещающие родители.

 

- Знакомство с документацией на ребенка:

с правоустанавливающими документами (соц. статус, жилье, родственные связи, пенсия, алименты  и т.д.)

      Медицинским заключением, анамнезом жизни ребенка, результатами комплексного обследования.

Психолого-педагогическим социумом : психологическое состояние и умственное развитие, коммуникативные навыки и культура поведения

- Беседы-консультации;

- Общение в стенах детского дома:

- Првичное знакомство

- Совместная деятельность ( игры, прогулки, выполнение домашних заданий, присутствие на занятиях, участие в досуговых мероприятиях и т.д.)

- Коммуникативно-деловое общение в замещающей семье – « гостевая семья » (только с  согласия администрации детского дома)

 

Подготовительный этап

Подготовка детей и  кандидатов, желающих принять на воспитание

детей-сирот в свои семьи.

 

- Подготовка  ребенка к жизни в замещающей семье. Обследование личностных качеств родителей (опросник Кеттела)

- Межличностных взаимоотношений родителей и ребенка.

- Выявление возможного социума, воспитательного потенциала семьи.

- Совместимость в установлении контакта, взаимопонимание (выявление внутрисемейных связей и уровня привязанности ребенка к замещающим родителям, воспитательного потенциала семьи)

- Налаживание детско-родительских отношений

- Подготовка документации на ребенка:

- Правовой статус

- Закрепленное жилье

- Медицинское заключение

- Согласие администрации детского дома на передачу ребенка в замещающую семью

- Справка об общении кандидатов с ребенком

- Справка о посещении родственниками

- согласие ребенка ( с 10 лет)

- Заключение психолога  о готовности (совместимости)  ребенка  и семьи к совместному проживанию. 

 

 

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

 

 Построение алгоритма психолого-педагогической поддержки замещающих семей и ее реализация должны основываться на реальных проблемах замещающих семей. По наблюдениям специалистов отдела по подготовке и сопровождению замещающих семей, замещающие родители нуждаются в помощи и профессиональной психолого-педагогической поддержке. На этапе адаптации в процессе вхождения ребенка в семью, в установлении контакта с приёмными детьми, в решении конфликтных ситуаций, в преодолении трудностей в психофизиологическом развитии, психокоррекции негативных психологических особенностей становления личности ребенка в ходе взросления, в построении взаимоотношений с кровными родственниками детей. В настоящее время необходимость профессионального психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи подтверждается результатами исследования замещающих семей. Результаты психологических обследований позволяют обобщить проблемы, возникающие у замещающих родителей в процессе воспитания приемного ребенка, следующим образом:


1. Специфика адаптационного периода (установление контакта с ребенком, поведение кровных детей, поведение других взрослых проживающих с приемным ребенком).
2. Психолого-педагогические особенности детей, оставшихся без попечения родителей (расстройства привязанности, переживания пережитого прошлого опыта ребенка, депривация, психотравма).
3. Проблемы психического развития ребенка на разных возрастных этапах, задержка психоречевого развития, психолого-педагогическая запущенность.
4. Трудности в воспитании ребенка, отклоняющее от нормы поведение приемных детей.
5. Особенности коммуникаций и взаимодействия в замещающей семье (стили взаимодействия, нормы, традиции и правила семейных отношений, права и обязанности членов семьи, конфликты и пути их преодоления).
Решение этих проблем не всегда оказывается возможным без комплексной помощи различных специалистов, прежде всего, педагогов-психологов, и грамотно выстроенной системы психолого-педагогического сопровождения.
Исходя из цели поставленной специалистами сопровождения успешной адаптации приёмных детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях и предотвращение отказов от приёмных детей, следовательно мы ставим перед собой решение следующих задач:

1. Сопровождать процесс адаптации приёмных детей и принимающей их семьи в новых условиях, оказывать психолого-педагогическую помощь в преодолении негативных последствий прошлого опыта приёмного ребёнка (пережитого пренебрежения, эмоционального и физического насилия).
2. Повышать уровень психолого-педагогической компетенции и воспитательных возможностей замещающих родителей, развивать и поддерживать психолого-педагогические навыки взаимодействия с приёмными детьми.
3. Подготавливать и сопровождать замещающие семьи в защите прав и интересов детей, с учётом их правового статуса.
4. Способствовать самосовершенствованию гармонизации внутреннего состояния замещающих родителей.
5. Сформировать условия замещающим родителям в создании благоприятных условий для проживания и воспитания ребенка в замещающей семье с целью успешной социализации приёмных детей.

Проживания детей в замещающих семьях и эффективности замещающей заботы осуществляется в ходе бесед с замещающими родителями и приёмными детьми, проведение психодиагностических мероприятий, (по методикам: тестирование и анкетирование детей и родителей, опросы, беседы, проективные методики, рисуночные тесты).
Первый контакт с семьей должен быть не позднее первого месяца с момента приёма ребенка в семью, следующий через месяц, последующие – проводятся по запросам замещающих семей и по графику индивидуальных планов. Это позволяет своевременно выявить существующие потребности и трудности замещающих семей стоящих на сопровождении. Определить психолого-педагогическое благополучие, необходимость помощи специалистов; провести контроль результативности процесса сопровождения, а также оказать адресную помощь конкретной семье и определить ее специфику.
При наличии установленных проблем в семье частота контактов увеличивается, составляется индивидуальный план, по которому ведётся сопровождение, реабилитации семьи на срок от года и больше.
В моменты сложившихся кризисных и экстренных обстоятельств в замещающих семьях педагоги-психологи собирают консилиум со смежными специалистами и находят общее решение по оказанию психологической помощи семье.
С целью выявления следующих параметров: обеспечение потребностей ребенка: образование, обеспечение развития способностей ребенка (соответствие возрастной норме, успеваемость в школе, посещение учреждений дополнительного образования); отношение с семьей и другими людьми (наблюдается ли стабильность в отношении с семьей, социумом); навыки самообслуживания (умение одеваться, самостоятельно принимать пищу, решать социальные и бытовые проблемы в соответствии с возрастными особенностями, есть ли домашние обязанности).
Способность замещающего родителя обеспечить потребности ребенка: эмоциональное тепло и обеспечение стабильности (отсутствие конфликтов в семье, обеспечение благоприятной эмоциональной обстановки, стиль отношений родителя и ребенка); обеспечение познавательного интереса и интеллектуального психического развития (наличие развивающей среды в семье, наличие дополнительных занятий со специалистами, продолжительность общения взрослого с ребенком в течение дня).
Факторы здоровья и физического развития (динамика в росте и весе, характер сна, наличие хронических и приобретённых заболеваний, результаты ежегодной диспансеризации. Проведение замещающими родителями оздоровительных мероприятий (витаминизация, санаторное лечение, закаливающие мероприятия).
На основании вышеуказанных целей и задач следуют рекомендации.

Примеры рекомендаций замещающих родителей подростков:

1. Немалую трудность доставляют частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Дети думают, что они достаточно повзрослели, а их поступки осмысленные. Этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда подростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся.
2. Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто дети жалуются на быструю утомляемость, головокружение, сердцебиение. Важно создать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они соблюдали режим сна и бодрствования, отдыхали, гуляли, занимались спортом, полезными поручениями в школе.
3. Возникшее у подростков чувство взрослости тоже требует к себе особого отношения. Очень важно поддерживать у них ощущение независимости, компетентности, значимости. Например, спрашивать их мнение по тому или иному вопросу жизни. Когда с подростком считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним.
4. Замещающим родителям необходимо поддержать ребенка, это приведёт к доверительным отношениям между детьми и замещающими родителями, повлечет за собой высокую самооценку успехи в учебной деятельности и духовно-нравственному развитию.
Проявите заинтересованность, признание и одобрение со стороны замещающих родителей. Поддержите своим вниманием увлечения ребенка, переживайте вместе неудачу, вместе радуйтесь даже незначительным его успехам.
5. Постарайтесь задавать правильно поставленные вопросы. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
6. У подростка необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его вытекающими ошибками.
Помните Уважаемые Замещающие Родители!
Основными помощниками в сложных ситуациях являются терпение, внимание и любовь!