Специфика работы психолога Службы сопровождения замещающих семей

Психологи отдела ведут профессиональную подготовка и социально -психолого-педагогическое сопровождение детей из замещающих семей. Работа способствует полноценному развитию личности, созданию условий для успешной социализации ребенка в семье и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

Рекомендации психолога приемным родителям по куклотерапии

Рекомендации приемным родителям в период адаптации приемного ребенка

  1. У ребенка был жесткий режим, старайтесь его не сразу и не сильно менять. Выясните, какой режим был для ЭТОГО ребенка в ЭТОМ учреждении. Какие реакции проявлял он при изменении режима, а также, какие тенденции в нарушении режима были характерны для этого ребенка.
  2. Выясните предпочтения в еде, чем он питался, не настаивайте, если ребенок будет отказываться от каких-то ценнейших на ваш взгляд продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он все это начнет есть сам.
  3. Не стоит вываливать на него горы новых игрушек, не обязательно они вызовут у него бурю восторга, ребенка непривычные игрушки могут и напугать. Попросите у воспитателей взять с собой игрушку, к которой он больше всего привык. Постарайтесь воссоздать в доме какие-то элементы, знакомые ему по учреждению и создающие у него ощущение знакомого и приятного.
  4. Не перегружайте ребенка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю-две, пока ребенок немного привыкнет и почувствует себя в доме увереннее.
  5. Устраните новые для ребенка резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите из его комнаты сильно пахнущие растения, косметические средства.
  6. Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.
  7. Если что-то ребенку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это все сразу и в максимальных количествах.
  8. Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Старайтесь не перегружать ребенка на самом первом этапе, необходимо, чтобы ребенок почувствовал себя в доме защищенным.
  9. Не надейтесь, что ребенок сразу выскажет положительную эмоциональную привязанность, скорее он будет ярче проявлять беспокойство в ваше отсутствие.
  10. Первое время старайтесь быть с ребенком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и понимание.

Чтобы было проще представить, что происходит с ребенком во время первых дней освоения нового дома, попробуйте вообразить себе, что вы неожиданно оказались на чужой планете, где море новых непонятных ощущений, а каждый незнакомый шорох содержит угрозу и единственный кто может помочь ему почувствовать себя в безопасности, это вы !!!

Советы потенциальным родителям, берущим детей на гостевой режим

1. Эти дети вам ничем не обязаны.

То, что вы взяли их к себе домой, еще не означает долгосрочные и тесные отношения. Вы берете их в гости потому, что у вас есть такая потребность. Поэтому ждать от них сиюминутных благодарностей, внимания к вам и вашим домашним не стоит. Не обижайтесь. У большинства из этих детей такой «навык» просто еще не сформировался. Многие из них даже «спасибо» и «пожалуйста» не научены говорить.

2. Ваши домочадцы.

Их тоже необходимо подготовить к визиту ребенка. И у вас, и у ваших близких могут быть неоправданные ожидания в его отношении: ах, вот мы сейчас играть будем, читать, то-се, пятое-десятое. А он придет, уставится в телевизор да еще к тому же и «пошлет» вдруг кого, капризничать начнет. Дети ведь тоже переживают своеобразный стресс от попадания в новую среду, им надо адаптироваться. И если к вам они, возможно, более или менее привыкли, то к вашему супругу или детям — нет, для них они чужаки. Кстати, подобных завышенных ожиданий не должно быть в принципе. Дети из учреждения — немного другие, они практически не имеют опыта нормальной жизни в семье. И этому опыту должны научить их вы. Это будет непросто, долго, но если вы готовы взвалить на себя подобную ношу — держитесь до конца.

3. Главное, что теперь вам понадобится, — терпение и терпимость.

 Не думайте, что все визиты будут наполнены сплошной радостью. Да и не надо, чтоб был постоянный праздник, не в этом дело. Ваша задача — сделать жизнь ребенка чуть более комфортной в психологическом (да и в материальном, возможно) плане и научить его тому, чему в детском доме он никогда не научится. Какие могут быть проблемы? Во-первых, у многих детей есть диагноз типа ЗПР (задержка психического развития. Не пугайтесь, просто ребенку в нужное время не уделяли достаточного внимания, вследствие чего некоторые психические, речевые, моторные и прочие навыки у него развиты в меньшей, чем положено по возрасту, степени.

При попадании в семью и должном обращении это компенсируется довольно быстро — даже при гостевом режиме, если он регулярен. Кроме того, у большинства был недостаток тактильных ощущений в раннем детстве. Поэтому по возможности (важно только не переборщить) не стесняйтесь — гладьте, обнимайте ребенка. Лучше, конечно, по поводу: за хорошо сделанное дело, за прочитанный до конца стишок. А можно и без повода — просто иногда прижать к себе.

4. Про учебу:

 многие из детей быстро устают, не могут и не умеют долго заниматься одним и тем же делом, поэтому идут по пути наименьшего сопротивления — им, например, легче посмотреть телевизор, чем собрать что-то из конструктора. Но если вы не будете с тем же конструктором бросать ребенка на произвол судьбы, а станете играть вместе с ним, то сфокусировать его внимание будет гораздо легче.

5. Особенности.

У детей из детского дома порой довольно расплывчатое представление о собственности, ценности вещей, игрушек. Поэтому не удивляйтесь, если подаренная вами дорогая игрушка уже на следующий день может оказаться сломанной или обменянной на какую-нибудь ерунду. Ребенок иногда может без спросу взять любую вещь в вашем доме и «разобрать», а если вы будете его ругать — обидится: а что я, собственно, такого сделал? Не исключено, что вы можете столкнуться и с воровством.

6. Правила игры

Очень важно сразу установить свои «правила игры». К примеру: у нас в доме не ругаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», без спроса ничего не берут, заботятся друг о друге и т. п. Важно акцентировать внимание и на каких-то особо примечательных для вашей семьи ценностях, чтобы потом вдруг не оказалось, что разбита любимая ваза, оставшаяся от прабабушки. Расскажите ребенку об этой вазе ненароком, «включите» его таким образом в свою семью, дайте ему понять, что вы не считаете его чужим и доверяете ему семейные секреты и традиции. Может, он и забудет об этом тут же, а с другой стороны, все-таки поосторожнее с этой вазой будет в случае чего.

7. Обязанности детей

Лучше сразу договориться о каких-то мелких обязанностях по дому, которые возлагаются на ребенка.

Например, поручить ему вынос мусора или кормление рыбок в аквариуме. Делаете что-то по дому — привлекайте ребенка ко всему: готовите обед — пусть он что-то поднесет; убираете в квартире — пусть протрет пыль на полках и т. д. Очень хорошо, если у кого-нибудь в семье есть хобби, к которому можно привлечь приглашаемого ребенка.

Не ленитесь повторять: убери носки, сложи аккуратно свою одежду, помой руки и т. д.

Все это нужно повторять многократно, напоминать (стараясь все же не превращаться в домомучительницу). Главное — без надрыва, чтобы ребенок понимал, что это, конечно, проступок, но не преступление, за которое его сейчас отправят на каторгу.

8. Занятия с ребенком

Нужно научиться составлять связные рассказы по картинкам. Выделять главное. Анализировать задачи. Нужно учить обращаться с деньгами, пользоваться транспортом. Общаться с людьми и просто проводить время вместе.

 9. Об удовольствиях и подарках

Они должны быть заслуженными, а не дариться просто потому, что он «бедная сиротка из детского дома». Почитай, прежде чем сядешь поиграть за компьютер, выучи стишок, если хочешь получить игрушку в подарок. И уж ни в коем случае не так: пришли в магазин игрушек, глаза разбежались: это хочу, это, это… У них ведь тоже своеобразные ожидания от «гостей» присутствуют — это чуть ли не рай, где все можно, все разрешают, спать можно не ложиться допоздна, купят все, что ни пожелаешь, и т. п.

10. Когда ничего не хочется

Вы им — пойдем в театр, в музей, а они — не, не хочу, лучше дома телик посмотрю. Иногда культурную программу надо «вдалбливать» насильно, но с учетом детских интересов и наклонностей. Часто ребенок не представляет, что поход в тот же музей может иметь для него интерес, потому что опыта такого нет. С культурной программой лучше не перебарщивать — избыток впечатлений может быть порой даже вреден. Во-первых, не надо вовлекать ребенка в культурные программы с первых дней посещения вашего дома, а во-вторых, не стоит сразу тащить в картинную галерею — не поймет. Идти лучше всего туда, где не только посмотреть можно, но и пощупать своими руками. И на спектакли для начала желательно водить такие, где ребенок сам активно вовлечен в процесс, а не только смотрит на сцену. Если этим заинтересовать, то и более серьезные спектакли и музеи потом пойдут легко.

Наверное, для начала хватит. Конечно, о многом здесь не написано. И вполне возможно, со многими описанными выше проблемами вы вообще не встретитесь или переболеете ими совсем в легкой форме. Но готовым надо быть ко всему. И главное — не нервничать, не расстраиваться, если что-то не получается и идет не так, как хочется. Всему свое время.

Советы родителям детей с задержкой психического развития

  1. Разговаривайте с ребенком во время всех видов деятельности, таких, как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
  3. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на одно-два слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов.
  4. Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что мальчик делает?» вместо «Мальчик играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?».
  5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность подумать, прежде чем говорить и отвечать на вопросы.
  6.  Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите: «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д. Расскажите короткую историю. Затем помогите ребенку ее же рассказать вам или кому-нибудь еще. При затруднениях задавайте ребенку наводящие вопросы.
  7. Научитесь терпению, понимая, что ваш ребенок особенный, обычные методы воспитания с понуканием, принуждением и нотациями вам точно не подойдут.
  8.  Переключитесь на ребенка. Понаблюдайте за ним. Заведите дневник наблюдения, показывайте его периодически специалистам. Постоянно интересуйтесь достижениями или проблемами ребенка.
  9. Оставайтесь всегда позитивными, создайте ребенку атмосферу комфорта, радости от учения, стимулируйте его мотивацию к учению, но не сюсюкайте.
  10. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка — важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  11. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой    это необходимо. Это — “золотое правило реабилитации”.
  12. Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
  13. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.